01.01.2024

Какие бывают блоки и крышки?

Мы производим ежедневники и другую бизнес-канцелярию более 20-ти лет. Однако с каждым годом рынок меняется, и если раньше 97% продукции составляли стандартные изделия с минимальной персонализацией, то в последние несколько лет, наметилась устойчивая тенденция к увеличению объёма индивидуальных заказов.
Это вызвано воздействием нескольких факторов, как экономических, так и социальных. В бюджетной ценовой категории с рынка стандартных изделий нас постепенно вытесняет Китай. Они смогли отладить логистику и коммуникации, а конкурировать по цене российские предприятия не могут. В средней ценовой группе, в связи с развитием гаджетов и интернета изменилось восприятие ежедневников, если раньше это была производственная необходимость, то сейчас бумажные изделия стали скорее аксессуарами и промо продукцией, а это заставляет дизайнеров и маркетологов находить всё более необычные решения по оформлению и наполнению изделий.

По итогам 2018 года, доля ежедневников, изготовленных в нашей типографии, по индивидуальным макетам, составила более 60%.  Большинство наших клиентов интересует возможность изготовления ежедневника с наполнением, в корпоративном стиле, авторскими методиками планирования, нестандартной формы и размеров. Согласитесь, при наличии смартфона, актуальность телефонных кодов и таблиц калорийности падает, более логично наполнить изделие полезной информацией, сделать тематические вклейки под мероприятие и многое другое. Набирают популярность специализированные изделия для обучения, правильного питания и занятий спортом. Напечатать свою книгу или ежедневник , можно тиражом от 30-ти экземпляров, так же имеется возможность изготовления образцов по эскизам заказчика. В прошлом году мы оптимизировали производство под работу с небольшими тиражами, приобрели дополнительное оборудование, для изготовления индивидуальной продукции, параллельными потоками и сокращения сроков реализации проектов.

Теперь подробнее о том, что и как делается...
В мире существует множество технологий переплёта и изготовления обложек, но наиболее популярны четыре основных типа блоков, на базе которых можно реализовывать свои идеи: это классический ниткошвейный блок, блок на пружину, блок на кольца и блок, изготовленный методом бесшвейного скрепления. Ниткошвейный блок изготавливается на специальном оборудование с нескольким иглами, из предварительно подготовленных тетрадей. Это наверно, самый прочный и надежный вариант, подходит для всех категорий ежедневников и книг. Относительно недавно появился еще один вариант ниткошвейного блока - в дорогих кожаных изделиях ручной работы сейчас используется прошивка толстой хлопковой нитью на швейных машинах с одной иглой. Оба варианта проклеиваются для более прочного соединения.

Блок под пружину не уступает по популярности ниткошвейному варианту, многие, наверное, помнят такие тетради и блокноты еще со школы. Он состоит из отдельных листов пробитых на перфорационном устройстве с отверстиями квадратной или круглой формы. Выбор материалов здесь практически не ограничен, так как листы не нужно сгибать или нагревать. Это могут быть специальные дизайнерские бумаги и картоны, синтетическая бумага и даже "каменная" бумага.

Блок, изготовленный методом бесшвейного скрепления (листы, соединённые гибким термоклеем) это наиболее популярный способ для буклетов и промо продукции, а также бюджетных книжных изданий. Наверное самый быстрый способ переплёта.

В пунктах оперативной печати такое изделие можно изготовить за несколько минут. С появлением современных синтетических клеёв по прочности практически не отличается от ниткошвейного блока. Блок для установки на кольцевой механизм, также состоит из отдельных листов, но отверстия делаются на бумагосверлильном оборудовании. Этот вариант позволяет вынимать отдельные листы и использовать сменные блоки. Основное преимущество в возможности быстрой персонализации готовых изделий, стоит напечатать несколько дополнительных листов и мы получим индивидуальный вариант, оформленный в соответствии с тематикой мероприятия.

Если с блоками ежедневников все относительно просто, есть отраслевой стандарт и, в основном, от него не отходят, то разнообразие обложек не поддается чёткой
классификации. Дизайнеры экспериментируют с материалами, далёкими от классической полиграфии, такими как металл, дерево, линолеум, войлок, изменяют форму во всех плоскостях и даже наносят драгоценные камни. Не смотря на все это, мы попытались выделить основное.
Гибкая (дублированная) обложка, наиболее популярный вариант для небольших изделий. Такой ежедневник - идеальный вариант для постоянного использования, его практически невозможно испортить или замять, обложка всегда возвращается в прежнее состояние.

Интегральная, это гибкая обложка с тонким переплетным или дизайнерским картоном. Один из классических вариантов, применяемых десятки лет, в основном, эту
технологию используют для бюджетной промо продукции или школьной канцелярии, но это не помешало одному из известных брендов выпустить линейку такой продукции и позиционировать её как продукт премиум-класса. Всё зависит от конкретного дизайнерского решения и подбора материалов.

Твёрдая обложка с картоном толщиной от 1 до 3 мм, производится уже несколько веков. Это самый древний вид переплета, с некоторыми модификациями, дошедший до наших дней. Такую обложку можно украсить глубоким тиснением, накладными металлическими элементами, сложной прошивкой. В прошлом сезоне это исполнение было особенно популярно, в качестве корпоративных подарков.

Твёрдая крышка с поролоном это смесь полиграфических и кожгалантерейных технологий. Изготавливается из двух слоев переплётного картона с поролоном и
натуральной или искусственной кожи. Сочетание материалов придает мягкость, позволяет использовать кожгалантерейные аксессуары. Такую продукцию в основном покупают представители госпредприятий, магазины канцтоваров.

Перспективы отрасли

С времен появления первых компьютеров, каждый год СМИ и аналитики прогнозируют крах полиграфической отрасли, но это далеко не так. Меняются
группы изделий, меняется отношение к ним, меняется структура производства и реализации, о крахе говорить пока рано. Конечно меняется рынок в целом, производители стали продавать продукцию через маркетплейс и собственные розничные магазины, появились рекламные гипермаркеты, в которых клиенты могут закупать брендированную продукцию для сувенирного рынка . За последние годы сильно изменилась целевая аудитория и отношение к продукту. Когда мы говорим о полиграфии, то чаще всего представляется витрина книжного магазина, если раньше её заполняли бюджетные издания развлекательного характера, то сейчас, это обучающие материалы, книги по бизнес-тематике, книги о живописи, музыке, исторические издания. Ну и конечно сектор промо продукции и оперативной полиграфии будет только расти.