01.01.2024

Золочение обреза: от истоков до современных технологий

Золочение обреза блока книги – прием, мгновенно придающий печатной продукции привлекательный и дорогой вид. Раньше оно использовалось для украшения самых важных книг, заключаемых в прекрасные кожаные переплеты. Сейчас же этот прием пользуется достаточно большой популярностью при производстве различных бизнес-подарков, таких как ежедневники, телефонные книги и другие инструменты руководителя.

О том, как с веками изменилась технология нанесения позолоты, и как этот процесс выглядит сейчас, мы расскажем далее.

Немного истории

Золочение обреза применяется уже не одну сотню лет. Изображение книг, украшенных подобным образом, можно найти на картинах середины XV века, но настоящую популярность оно обрело лишь к концу XIX – началу XX веков.

Изначально золочению подвергались лишь самые ценные издания, отделанные кожей, но позже им стали украшать и книги с текстильным переплетом.

Так как в качестве позолоты выступало настоящее листовое золото, для удешевления производства золотился только верхний край книги, который был виден, когда книга стоит на полке. Производилось покрытие и с трех сторон, но оно использовалось значительно реже.

Все работы мастера выполняли вручную, используя при этом самодельные инструменты.

Некоторые способы и по сей день и применяются умельцами. Среди них золочение:

  • во флате,
  • в досках,
  • «по-грубому»,
  • цвет под золотом,
  • разрисованный позолоченный край.

Процесс

Несмотря на то, что в каждом способе использовались различные инструменты и материалы, в целом процесс всегда строился по единому принципу. Рассмотрим его на примере способа «в досках».

Позолота обреза производится до того, как будет произведен переплет. Во-первых, это позволяет избежать повреждения и загрязнения обложки, а во-вторых, она просто не будет мешать работать с бумажным блоком.

Начинается работа с закрепления будущей книги с помощью струбцин или пресса. Это очень важный шаг, так как именно от силы прессовки и неподвижности блока будет зависеть долговечность и аккуратность конечного результата.

После того, как блок плотно сжат и зафиксирован, приступают к обработке торцов. Они проходят процедуру многократной шлифовки и выравнивания. Она может достигаться использованием специальных остро заточенных скребков или обычной наждачной бумаги различной зернистости у современных мастеров.

Для выявления неровностей на обрез равномерно наносят специальную болюсовую пасту – чуть влажную глину красного цвета. Благодаря ей быстро становятся заметны все неровности.

Процедуру шлифовки и нанесения пасты повторяют до полного выравнивания, после чего паста и бумажная пыль удаляется, чтобы обеспечить закрепление золота. Если край будет недостаточно гладким, позолота очень скоро осыплется, и книга приобретет неаккуратный внешний вид.

К слову, благодаря сильному сжатию блока, вещества, наносимые на его обрез, не проникают между страницами и не оставляют следов на их внутренних поверхностях. Однако от содержащейся в пасте воды край страниц немного разбухает, поэтому необходимо дождаться его высыхания и в последний раз убрать появившиеся неровности.

Далее необходимо нанести несколько слоев клея, чтобы герметизировать основу и обеспечить прилипание листа золота. Их количество зависит от плотности бумаги. Для мягкой наносят три слоя, для средней и плотной – два.

Каждый слой наносится с предварительной подсушкой предыдущего. Как только он станет слегка матовым, можно наносить следующий. Во время просушки клея приступают к подготовке золота. Его разрезают на кусочки и прикрепляют к золотильным кистям.

Затем клей наносится на участок, соответствующий размеру первого кусочка, и на него сразу кистью кладется и расправляется золото. Следующие кусочки приклеиваются аналогично, чуть внахлест. При этом мастеру нужно тщательно следить, чтобы клей не попадал на уже приклеенную позолоту.

После покрытия всей плоскости торец прикрывается картоном для защиты и оставляется на предварительную просушку длительностью около 15 минут.

После этого позолота уплотняется сначала мягким ватным тампоном, а затем и специальным лощильным зубом через слой силиконовой бумаги, аналогичной бумаге для запекания.

Процесс золочения практически закончен. Остается лишь один финальный штрих – полировка золота. Она производится в два этапа. Сначала позолота полируется легкими, плавными движениями, а окончательная «доводка» производится уже с помощью нанесения пчелиного воска.

После окончания работ бумажный блок аккуратно вынимается из крепления и слегка простукивается костяшками пальцев по золоченому обрезу, чтобы можно было раскрыть страницы.

При необходимости подобная процедура повторяется с верхним и нижним торцом.

Разница в результатах

Рассказывая об истории нанесения золота на обрез, мы упомянули несколько методов. Практически каждый из них имел результат, отличающийся от других. Остановимся на наиболее выделяющихся способах подробнее.

При золочении «по-грубому»

Этот метод появился в конце XIX века, когда особую популярность обрел самиздат, выпущенный в виде тетрадей. Края листов наскоро обрезались вручную, из-за чего были достаточно неровными.

Мастеру приходилось полагаться только на надежность неравномерно распределенного клеевого слоя, поэтому позолота достаточно быстро облетала, оставаясь лишь на мельчайших выступах.

Цвет под золотом

Данный метод также вошел в обиход в конце XIX века, когда появилось множество независимых печатных предприятий. Они специализировались, в основном, на выпуске библии в мягком переплете с кожаной отделкой и золочением обреза. Для дополнительного украшения в оформлении использовался красный цвет.

Библия пользовалась такой популярностью, что для ускорения печати производственный процесс пришлось несколько упростить и производить золочение среза сразу нескольких блоков.

Такой ход вместе с частым использованием книги негативно влиял на устойчивость покрытия, поэтому она быстро осыпалась, открывая белесые участки, которые быстро загрязнялись от рук.

Чтобы скрыть это, под слой позолоты стал наноситься слой красной краски, проявляющийся при осыпании золота. Это придавало книге более благородный вид, даже если та была достаточно изношена.

Разрисованный позолоченный край

В отличие от двух вышеописанных, данный способ оформления книг появился гораздо раньше – еще в X веке. В то время именно передний край, а не корешок, использовались для указания названия произведения и имени владельца издания.

Чтобы эту информацию можно было наносить одновременно с позолотой, мастера воспользовались одной хитростью: страницы слегка сдвигались «веером», после чего на них тушью или акварелью наносилась надпись или рисунок. Затем бумажный блок ровно складывался и производилось золочение обреза.

Таким образом, в обычном, закрытом состоянии была видна лишь позолота, но стоило слегка согнуть мягкую обложку, сдвинув страницы, как проступала надпись.

Этот прием пережил повторный расцвет популярности спустя пять веков, когда наименование книги окончательно заняло привычное для нас место на корешке. Данный период известен работами нескольких мастеров, но постепенно интерес в росписи обреза под позолотой спадал и к началу XIX века практически сошел на нет.

Современное производство

Современные способы золочения обреза – это не покраска бумаги золотистой краской из баллончика, как могут подумать многие. На самом деле сам процесс ушел от своего прародителя не слишком далеко. Главное отличие – использование металлизированной фольги золотистого или серебристого цвета вместо тончайшего листа благородного металла.

На самом деле, кроме состава и цены итоговый результат ни чем не отличается от того, что получался сотни лет назад. Но теперь блестящее покрытие может наноситься не только на книги, но и на различную рекламную или сувенирную продукцию, например, визитки или приглашения.

В современных компаниях, предоставляющих услуги по золочению обреза, используется два метода.

Первый – это практически ручная обработка. Готовые бумажные блоки так же, как и раньше, собираются в группу и зажимаются в тиски, где шлифуются с торцов. Правда, теперь для этого используется обычная ленточная шлифмашинка, что существенно ускоряет процесс обработки.

Во время шлифовки мастер несколько раз поправляет бумагу, выравнивая поверхность, а также меняет ленту, добиваясь все более гладкой шлифовки. Вся образующаяся пыль тщательно счищается.

Затем он отматывает фольгу и накрывает ей сразу все блоки. Теперь в дело вступает станок, частью которого является пресс. Рабочий плавно опускает специальную разогревающуюся головку станка на поверхность блоков и несколько раз проглаживает ей фольгу, прижимая ее к бумаге.

После данного этапа заготовки для будущих книг можно переворачивать или вынимать из пресса, если золочение других торцов не требуется.

Существуют и еще более современные многофункциональные станки, включающие все необходимые инструменты для удержания, шлифовки и золочения.

Пример использования вы можете наблюдать ниже.

Станки отличаются конструкцией, но все равно придерживаются классического производственного процесса.