01.01.2024

Тиснение на переплете – отличный способ индивидуализации продукции

Изготовление тиснения на коже – способ оформления обложки с многовековой историей. Не потеряло тиснение на переплете популярности и в наши дни, когда для отделки печатных изделий используется не только натуральная кожа, но и множество других материалов. В данной статье мы расскажем о существующих технологиях и возможностях, которые они предоставляют.

Прежде чем мы начнем

Перед тем, как перейти к главной теме, давайте уделим пару секунд определению тиснения. Собственно, эта технология заключается в создании объемного, рельефного изображения. Оно чем-то напоминает гравюру или чеканку, но имеет одно отличие – рисунок переносится не постепенно, а сразу целиком за счет вдавливания в основу заранее подготовленного клише.

Виды и технологические особенности

Сейчас для украшения печатной продукции, в том числе при выпуске художественной литературы или изделий для записей, используется два метода.

Блинт

Блинтовое (слепое) тиснение узнать очень легко. Обычно оно наносится на толстый картон или твердый переплет, покрытый мягким материалом: искусственной или натуральной кожей. Его отличительная черта – вогнутость линий и контуров, при этом обратная сторона основы остается ровной. Именно поэтому данный вид и называется слепым.

Для изготовления тиснения на коже, картоне или другом материале необходимо подготовить клише (штамп), которым и будет производиться вдавливание. Как легко догадаться, рисунок на нем инвертирован, то есть, все элементы, которые должны быть в итоге вогнутыми, на клише – выпуклые и наоборот. Непосредственно глубина рисунка зависит от силы прижима.

На заре появления данной технологии штампы изготавливались вручную из мягких металлов, например, меди или латуни. Сейчас же готовое высоко детализированное клише из твердого сплава или полимера можно получить всего за час, так как его изготовлением при промышленном производстве печатной продукции занимается фрезеровальный станок с ЧПУ.

К слову, чем выбранный для производства клише металл прочнее, тем большее количество вдавливаний он выдержит, и тем дольше контуры на получаемом изображении будут оставаться максимально четкими. В этом плане полимерные заготовки проигрывают металлическим, но с их помощью можно существенно сэкономить при выпуске небольших тиражей продукции.

Типичное применение блинта – это нанесение монохромных логотипов или текста на книги с твердой обложкой, например, ежедневники или записные книжки.

Конгрев

Первое и самое главное отличие конгрева от блинта – направленность получаемого рисунка. Если при слепом оттиске контуры вогнуты, то в случае с конгревом изображение получается выпуклым, при этом элементы могут располагаться на разных уровнях. С обратной стороны то же изображение получается вогнутым.

Для создания оттиска необходимо произвести две заготовки: матрица с вогнутым изображением и выпуклый пуансон, с помощью которого тонкий материал основы и будет распределяться по поверхности матрицы.

Толстые материалы здесь использовать не получится, поэтому конгрев на переплете практически не встречается. Единственное исключение – это тонкие картонные обложки глянцевых журналов. Гораздо чаще он используется для производства открыток или, например, визиток.

Дополнительные возможности

Сейчас блинт и, особенно, конгрев в чистом виде используются достаточно редко. Чаще всего для индивидуализации изделия применяют сразу несколько различных способов отделки, изящно дополняющих друг друга.

Так, например, конгревное тиснение обычно используется для придания объема заранее отпечатанному изображению, но гораздо более интересно и привлекательно выглядит технология, зачастую выделяющаяся в отдельный пункт списка услуг.

Тиснение фольгой

На самом деле полноценным видом его считать несколько неправильно, так как в основе лежит блинт или конгрев. Главное отличие – использование специальной фольги или клейкой металлизированной пленки.

Фольгирование может производиться в один или, что чаще, два этапа. В первом случае место под штамп прикрывается тончайшим листом фольги и закрепляется одновременно с выдавливанием рисунка. Во втором – сначала делается оттиск, а затем повторным прижимом клише или пуансона осуществляется закрепление блестящей отделки. Из-за того, что ее лист очень тонок, необходимые детали легко отрываются и остаются на готовом изделии.

Существует две технологии: горячая и холодная.

Закрепление металлизированной пленки на коже, картоне и других материалах, устойчивых к повышенным температурам, производится первым способом. В этом случае после прижима металлический штамп нагревается до 110-120 градусов Цельсия, надежно скрепляя синтетическую «фольгу» с переплетом. Единственным недостатком подобного метода является увеличение времени для фиксации.

Холодное производится исключительно в два этапа. Сначала формируется изображение (чаще всего конгревом), затем оно покрывается специальным клеем, осуществляется прижим фольги, и последним этапом является процедура деламинирования – отделения основы фольги от готового оттиска. Все это может выполняться в автоматическом режиме, что позволяет существенно выиграть в скорости производства. А дополнительным преимуществом можно считать возможность использования материалов, не выдерживающих нагрева.

К слову сама фольга сейчас может быть не только золотой или серебряной. Она выпускается в десятках различных металлизированных оттенков, а самым заметным из них можно назвать переливающийся на солнце перламутр. 

В заключение

Мы рассмотрели все основные методы и возможности тиснения на переплете. Современные возможности производства позволяют использовать в качестве укрывного материала самые разнообразные виды кожи, ткани и бумаги, что вкупе с дополнительными вариантами отделки (от полноцветной печати до металлической фурнитуры) дает широчайшие возможности для индивидуализации продукции. Однако именно оттиск из-за своей простоты и доступности можно считать одним из главных методов украшения печатных изделий.